Велосипед
выбор, эксплуатация, ремонт
              - основы -
 

Выбор горного велосипеда
Тип велосипеда
Перед первой поездкой
Перед каждой поездкой
Правила безопасной езды
Инструкции по езде на велосипеде
Техническое обслуживание
Регулировки велосипеда
Регулировка руля
Регулировка седла
Регулировка рычагов переключателей
Регулировка тормозных рукояток
Регулировка тормозов
Колёса велосипеда
Смазка велосипеда
Настройка переключателей
Регулировка заднего переключателя
Регулировка переднего переключателя

Выбор горного велосипеда. Некоторая полезная информация для выбирающих велосипед

выбор горного велосипедаМир велосипедов бесконечно многолик. Выпускаются самые разнообразные модели: шоссейные, туристические и дате "родстеры", которые своим низким широким седлом и высоким рогатым рулем отдаленно напоминают чопперы "Harley-Davidson" без моторов... Перечисленные двухколесные "игрушки" хороши для развитых стран вроде Финляндии, где параллельно автомобильным трассам раскинута сеть велодорожек. У нас, сами понимаете, раскатывать на велосипеде вдоль автомагистралей сродни игре в "русскую рулетку". Поэтому мы решили рассмотреть аппараты только одного типа - так называемые горные (в русскоязычной транскрипции от английского словосочетания их называют "маунтинбайками"). Пусть вас не смущает название, намекающее на близость

Альп или Гималаев. Горные велосипеды гарантируют отличный отдых даже на российских равнинах. Ведь, по сути, они представляют собой "внедорожники на мускульном ходу", позволяющие передвигаться по полям и грунтовкам вокруг дачи или загородного коттеджа в полной безопасности, наслаждаясь свежим воздухом и природными пейзажами... Скажем сразу: если вы уже несколько лет увлекаетесь велосипедом, пожалуй, нижеследующий материал покажется вам неинтересным. Он предназначен для тех, кто откатал лишь сезон-другой или вообще готовится впервые оседлать "маунтинбайк". Недаром статья представляет собой ответы на вопросы, которые обычно задают новички, впервые заглянувшие в салон велосипедов.

Анекдот:

"Верблюжонок спрашивает у матери:
- Мам. зачем нам этот горб на спине?
- Там запас питательных веществ, чтобы мы могли без еды и пищи бродить по пустыне.
- А почему у нас такие мощные копыта?
- Чтобы спокойно ходить по камням и песку пустыни.
- А для чего нам такие огромные зубы?
- Чтобы жевать сухие колючки - в пустыне больше ничего не растет.
- Ха! И зачем нам в зоопарке все эти "навороты"?"

Анекдот к тому, что многие неофиты, решившие вступить в круг поклонников горных велосипедов, исходят из принципа: "Платим больше - получаем лучше". На самом деле основные достоинства дорогостоящих горных велосипедов способен оценить только спортсмен, выступающий на соревнованиях. Обычному любителю они нужны, как акваланг - парашютисту. Тип горного велосипеда следует подбирать. исходя из принципа "разумной достаточности".

Подобно спортивным мотоциклам,о техническом совершенстве байка свидетельствует вес. Чем меньше - тем лучше. Велосипед массой свыше 15 кг неприлично иметь даже любителю. Аппараты, весящие 10 кг и менее, стоят несколько тысяч долларов и необходимы, в основном, "профи". Горный велосипед состоит из ряда основных компонентов. конструкция которых позволяет решить -вам нужна именно такая модель или какая-либо другая.

РАМА. Основная составляющая велосипеда. Изготавливается из стали, алюминия, титана или легчайших композитных материалов. Первый вариант - самый экономичный: "маунтин-байки" со стальными рамами тяжеловаты, зато стоят недорого и производятся, в основном, в Азии и странах Восточной Европы. Алюминиевая рама выглядит оптимальным вариантом для любителя, готового потратить на велосипед $400-$ 1.000. Велосипеды с титановыми и композитными рамами адресованы, в первую очередь, профессионалам и стоят, как новые "Жигули".

ПОДВЕСКА. Некоторые велопроизводители еще предлагают так называемые "жесткие" модели. которые вообще не имеют подвесок. Прочно и надежно, однако не слишком комфортно. Скажем, если вы проехали на таком велосипеде десять километров по бездорожью и чувствуете себя порядком уставшим (особенно ноют руки и плечи), то аналогичное расстояние на байке с ПЕРЕДНЕЙ ЭЛАСТИЧНОЙ подвеской можно одолеть, оставшись вполне "свежим". Сейчас наиболее распространены пружинные передние вилки. Велосипеды с гидравлическими подвесками или ультрасовременными пневматическими стоят дорого и предназначены для опытных "наездников".

ЗАДНЯЯ ЭЛАСТИЧНАЯ подвеска способствует не столько комфорту, сколько улучшению ходовых качеств велосипеда. Она необходима главным образом спортсменам.

ТРАНСМИССИЯ. Сов ременные горные велосипеды имеют от 18 до 27 скоростей. На их числе можно не "заморачивать-ся". Как показывает опыт, при прогулочной езде обычно используются лишь три-четыре передачи... Кстати, если велосипеды, как таковые, в Японии практически не производятся, то велосипедные трансмиссии "Shimano" из Страны восходящего солнца подобны имени "Mercedes-Benz" в мире автомобилей. Если велосипед снабжен комплектующими "Shimano" -это свидетельство надежности и высочайшего качества.

Существуют два типа механизмов переключения передач. Используются либо "манетки" (рычажки на руле, которые переключаются большими пальцами), либо так называемый "Grip Shift" (рукояти руля вращаются, словно "газ" на мотоцикле - и таким образом меняются передачи). Какой механизм переключения предпочесть - дело личного вкуса.

Дорогие модели снабжаются "автоматами" (механизм "Auto-D Shimano"), которые выбирают нужную передачу в зависимости от усилия на цепи. Например, когда вы на равнине влёгкую крутите педали - включается высшая, а если налегаете на них, атакуя крутой подъем, автоматически включается более низкая ступень.

РУЛЬ. Либо прямой Т-образный, либо с приподнятыми вверх ручками. Последний вариант удобнее для прогулочной езды.

СЕДЛО. "Острые" и узкие, напоминающие зубила седла удобны в спорте. Для дальних прогулок больше подойдет сравнительно широкое седло. Его можно приобрести отдельно. Проконсультируйтесь с продавцом.

ТОРМОЗА. Наиболее распространена и доступна система "V-brake" (тормозные колодки зажимают обод колеса). Существуют также модели с эффективнейшими дисковыми тормозами, порой даже с гидравлическим приводом. Столь сложные механизмы увеличивают вес байка и необходимы зачастую только не соревнованиях,когда сверхрезкое торможение перед поворотом позволяет отыграть долю секунды у соперника.

ПЕДАЛИ. Оптимальный вариант - обычные педали со "стременами", которые нужно вдевать ногу. Существуют еще "туклипсы", благодаря которым подошва пристегивается к педалям. Вещь удобна только на первый взгляд. На самом деле рекомендуется только спортсменам.

КОЛЕСА. Диски бывают спицованными и литыми. Вторые легче и дороже, однако оправданы лишь на соревнованиях. Что касается покрышек, обычно горные велосипеды комплектуются ПОЛУВНЕДОРОЖНЫМИ шинами: середина протектора представляет собой гладкий "слик", чтобы велосипед был удобен и безопасен на твердых покрытиях - асфальтовых, гравийных, грунтовых, - а края таких покрышек щерятся мощными грунтозацепами для песка и грязи. Отдельно предлагаются ПОЛНОСТЬЮ ВНЕДОРОЖНЫЕ покрышки, усеянные выступающими грунтозацепами во всю ширину протектора, за что их называют "ушастыми". По возможности не пожалейте денег на шины с кевларовой защитой от проколов.

...Как видите, велосипед напоминает "конструктор". При желании можно собрать уникальный маунтинбайк, заказав по отдельности раму, вилку, руль и так далее. Иногда дилеры так и поступают.

Как выбирать?

Оптимальным по соотношению "цена/качество" для начинающих и любителей является байк стоимостью $350-600. За эти деньги вы получаете аппарат с алюминиевой рамой, эластичной передней подвеской и достойной трансмиссией. Правда. "желтой" сборки. Но пусть это вас не смущает. На предприятиях в Азии сейчас размещают заказы такие известные американские и европейские фирмы, как "Specialized", "Skott", "Marin", "Peugeot", GT и другие. Велосипед с престижным "белым" брэндом на раме в любом случае будет стоить не менее $1.000.

Кстати, купить велосипед можно даже в автосалоне. Сейчас многие производители предлагают байки в качестве аксессуаров. Это BMW. "Mercedes-Benz", "Land Rover" и даже "Lamborghini", чей ультрасложный велосипед по цене соперничает с иномаркой гольф-класса.

Хотя в столичных спортивных магазинах от велосипедов рябит в глазах, на самом деле выбор порой недостаточно велик. Ведь байк следует подбирать по своему росту, а многие модели зачастую предлагаются только в одном типоразмере. При выборе следует исходить из величины рамы, которая обозначается либо литерами, либо в дюймах. Вы можете легко ориентироваться по следующей таблице:

Литерное обозначение размера рамы

Размер рамы (в дюймах)

Ваш рост (в см)

S (small - малый)

16

150-165

М (medium-средний)

18

165-180

L (large - большой)

20

175-200

XL (extra large - сверхбольшой)

22

190 и выше

Таблицу нельзя считать "последней инстанцией". Свои коррективы вносит индивидуальное телосложение. При выборе велосипеда многое зависит от длины ваших ног. Поэтому прямо в магазине оседлайте выбранный велосипед. Опустив ноги на пол, вы должны иметь возможность привстать над седлом на ширину ладони (порядка 10 см). Такой байк, считайте. подходит вам идеально. Он будет удобен, комфортен, с него легко соскочить в момент падения.

Обратите внимание на удобство перевозки велосипеда в автомобиле. Если владеете компактной легковушкой, разумнее сразу отдать сотню долларов за специальный багажник, который монтируется на крышу или корму машины. Большой джип или универсал позволяет перевозить велосипед в багажнике. Здесь на первый план выступает возможность быстро снять колеса. Некоторые модели маунтинбайков в стандартном исполнении имеют "отстегивающиеся" передние колеса. Иногда задние тоже съемные. В противном случае можно за десяток долларов приобрести специальные эксцентрики. которые устанавливаются на велосипед в дилерском центре при магазине. Они позволяют снимать и монтировать колеса буквально за несколько секунд.

Некоторые примеры подвидов горных велосипедов:

В столичных магазинах таной американский "GT i-drive 1.0" стоит почти $4.000. Высокая цена обусловлена сложностью конструкции. В частности, дисковыми гидравлическими тормозами

"Наго Extreme XI" предназначен для экстремальной езды по бездорожью. Отличные ходовые качества обеспечивает сложная задняя подвеска с амортизатором внутри рамы. Байк для опытных "наездников"

Дешевый и надежный "Fuji Boulevard" с жесткими подвесками. Предназначен для лесных грунтовок и тропинок. На пересеченной местности не слишком удобен



Горный велосипед-тандем "Cannondale Mountain 4000" Цена достигает $5.600! Гидравлическая подвеска, которую можно регулировать на ходу, дисковые тормоза и престижные комплектующие наподобие руля "Magura" и трансмиссии "Shimano" объясняют заоблачную цену велосипеда

Доступный и современный по конструкции "Fuji Outland": алюминиевая рама, эластичная передняя подвеска, трансмиссия "Shimano". Велосипеды "Fuji" выпускаются на Тайване, в Китае и Польше



Дамский "GT Timberline LTD Ladies" за $455. Специальная геометрия алюминиевой рамы позволяет ездить в юбке. Передняя эластичная подвеска, тормоза "V-brake" с антиблокировкой. Амортизатор под седлом повышает комфорт на бездорожье

Дорогой и сложный "Cannondale Raven 3000" с дисковым тормозом и уникальной консольной подвеской переднего колеса (обратите внимание, что вилка "держит" его только с одной стороны)

Одежда для езды на велосипеде

Как и любой активный отдых, езда на горном велосипеде связана с некоторой опасностью для здоровья. Поэтому необходима соответствующая экипировка. Самое главное - специальный велосипедный шлем! Если разбитую подвеску или погнутое колесо можно заменить, то запасных черепов для сорвиголов пока не выпускают. Перчатки - тоже фактор безопасности. Некоторые снабжаются защитными вставками, уберегающими от травм. В отношении остальной одежды требования более демократичны...

Для езды на горных велосипедах выпускаются яркие трико, плотно обтягивающие тело. Это идеальное облачение, которое используется также спортсменами. Для обычных прогулок можно выбрать что-нибудь попроще - из разряда универсальной "одежды для приключений", которая продается в любом приличном спортивном магазине. Крепкая обувь, брюки или шорты, рубашка с застегивающимися карманами. Удачным выбором станет "тропическая" одежда, которая абсорбирует пот и влагу, оставляя кожу сухой, а также обладает антибактериальными и дезодорирующими свойствами. В некоторых коллекциях одежды, например, итальянской "One Way", встречаются рубашки и брюки с тефлоновым покрытием, отталкивающим воду и грязь.

Наконец, в дальнем вояже пригодится специальный велосипедный рюкзак, который плотно притянут к спине, не болтается и одновременно не стесняет движений.

Как эксплуатировать велосипед?

Современные велосипеды сложны и требуют обслуживания. При обычной езде, если вы не месите грязь и не скачете по камням, ТО необходимо проводить два раза в год - весной и осенью перед консервацией. Где? В сервисных мастерских, которые работают при крупных велосипедных магазинах.

Самому же владельцу маунтинбайка полезно обзавестись комплектом "велохимии". Используя автомобильные спреи и смазки вы наносите вред экологии! Наши дороги загажены до невозможности. Так пусть хоть поля и леса, где мы катаемся на маунтинбайках, останутся чистыми. Ведь специальные препараты, выпускаемые для ухода за велосипедами, обладают способностью к биодеградации. Иными словами, со временем "велохимия" почти полностью разлагается на безвредные вещества под воздействием природных микроорганизмов.

Подобно автомобильной химии, велосипедные препараты предназначены для поддержания байка в чистоте и смазки механизмов. Для цепи предлагаются различные масла, которые следует использовать в зависимости от условий вождения - катаетесь ли вы по сухим лесным тропкам или, скажем, "прорываетесь" сквозь грязь и болота. Тем, кто любит ездить в таких экстремальных условиях, не помешает установить на велосипед неопреновые защитные чехлы для механизмов подвески, а также крыло на переднее колесо, оберегающее от комьев грязи самого седока.

Вдвойне интересной сделает поездку велокомпьютер, которым можно дооборудовать байк после покупки. Внешне он напоминает пейджер с жидкокристаллическим экраном и устанавливается на руле. Простые модели стоят около $20. Они выполняют роль спидометра, показывают среднюю скорость и суточный пробег. Цена сложного современного велокомпьютера может достигать $100. Кроме уже упоминавшихся функций, он также показывает общий пробег велосипеда, запоминает максимальную достигнутую скорость, имеет встроенные часы и индикатор необходимости очередного обслуживания.

    Яндекс.Метрика