Велосипед
выбор, эксплуатация, ремонт
              - основы -
 

Выбор горного велосипеда
Тип велосипеда
Перед первой поездкой
Перед каждой поездкой
Правила безопасной езды
Инструкции по езде на велосипеде
Техническое обслуживание
Регулировки велосипеда
Регулировка руля
Регулировка седла
Регулировка рычагов переключателей
Регулировка тормозных рукояток
Регулировка тормозов
Колёса велосипеда
Смазка велосипеда
Настройка переключателей
Регулировка заднего переключателя
Регулировка переднего переключателя

Перед каждой поездкой

Внимательно осматривайте велосипед перед каждой поездкой. Ниже приводится перечень критических важных узлов, подлежащих проверке. Если какой-либо компонент велосипеда неисправен, выполните ремонт, следуя инструкциям данного руководства, или отвезите велосипед в дилерский центр для ремонта. Не катайтесь на велосипеде с поврежденным узлом, сначала замените его.

Данные инструкции не составляют программу полного технического обслуживания.

Узлы, проверяемые перед каждой поездкой

 Рама и вилка

? Колеса

? Давление в шинах

? Тормоза

? Руль и вынос

? Седло и подседельный штырь

? Подвеска

? Фонари и катафоты

ВНИМАНИЕ

Неисправности велосипеда могут ухудшить управляемость и привести к падению. Внимательно осмотрите весь велосипед перед каждой поездкой и не отправляйтесь в путь, пока не устраните неполадки.

Проверка рамы и вилки

Перед каждой поездкой и после нее осмотрите весь велосипед — не появились ли признаки усталостного напряжения:

• Вмятины

• Трещины

• Царапины

• Деформация

• Обесцвечивание

• Необычные шумы

Если велосипед эксплуатируется с высокой нагрузкой, внимательно осмотрите перед поездкой все узлы велосипеда. Ситуации с высокой нагрузкой включают аварии, а также сильные удары, не приводящие к аварии. Например, если вы с силой врезались в железнодорожную колею, это можно отнести к условиям высокой нагрузки.

Велосипеды и их узлы не защищены полностью от разрушения. Если в процессе эксплуатации велосипеда нагрузка на него увеличивается, следует чаще менять велосипед или его узлы, чем при спокойной езде. Срок службы каждого узла определяется его изготовителем и зависит от применяемых материалов, режима эксплуатации, веса велосипедиста, скорости езды, рельефа местности, окружающих условий (влажности, температуры, засоленности почвы и т. п.), режима обслуживания, — поэтому точный график замены деталей установить невозможно. Если не можете сами определить, пора ли менять тот или иной узел, проконсультируйтесь у дилера.

В некоторых случаях более легкая рама (или иной компонент) служит дольше, чем более тяжелая. Однако легкие велосипеды и детали, обладающие высокими рабочими характеристиками, требуют более качественного обслуживания и более регулярной проверки.

Углепластик

Велосипеды и детали, изготовленные из композитных материалов с углеродными волокнами (углепластика), отличаются от велосипедов и деталей, сделанных из металла. Углепластик прочнее стали и алюминия, но ведет себя иначе при ударном воздействии. Деталь из углепластика при ударе не гнется и не деформируется, как металлическая деталь. Если же ударная сила превышает предельные нормы для углепластика, он не гнется, а просто ломается.

Если ударное воздействие и не привело к видимому разрушению углепластика, в нем могут остаться внутренние, скрытые повреждения. В таком случае внимательно прочитайте эти инструкции и тщательно проверьте углепластиковую деталь. Эти проверки не дают полной гарантии. Если вы не уверены в безопасности детали, замените ее.

Проверка деталей из углепластика

В этом разделе рассказывается, как проверять детали из углепластика. Проверка обстукиванием демонстрируется в видеоролике на компакт-диске, прилагаемом к руководству (он также доступен на нашем веб-сайте).

Поиск поверхностных повреждений

1. Полностью очистите деталь влажной тряпкой.

2. Внимательно осмотрите деталь. Возможны следующие повреждения:

• Царапины

• Борозды

• Трещины

• Отставшие волокна

• Другие дефекты поверхности

Проверка жесткости (испытание на изгиб)

Смоделируйте обычный режим эксплуатации детали в стационарных условиях, попросив кого-нибудь проследить, не возникают ли при этом смещения или посторонние шумы.

Например, сядьте на седло и попросите когонибудь посмотреть, не гнется ли углепластиковый подседельный штырь.

Проверка расслаивания (постукиванием)

1. Полностью очистите деталь влажной тряпкой.

2. Простучите деталь монетой вблизи возможного повреждения.

3. Внимательно слушайте — не меняется ли при этом звук; например, «полый» звук будет означать, что внутренность детали не сплошная. Простучите деталь в том месте, где она в заведомо хорошем состоянии (или используйте аналогичную деталь). Сравните звук.

ОСТОРОЖНО

Поврежденная деталь из углепластика может внезапно выйти из строя. Регулярно осматривайте все углепластиковые детали велосипеда на предмет повреждения. Если ваш велосипед пострадал в результате столкновения или вам кажется, что какая-то углепластиковая деталь повреждена, НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЕ ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ. Отвезите его в дилерский центр для осмотра и обслуживания, предусмотренного гарантийными правилами.

Проверка колес

• Установите колеса прямо. Поворачивая каждое колесо, следите за тем, как обод минует тормозные колодки или раму. Если наблюдается биение обода в вертикальном направлении или из стороны в сторону, колесо нуждается в ремонте.

• Проверьте крепление колес. Приподнимите велосипед и с силой ударьте сверху по покрышке (рис. 3). Колесо не должно при этом соскакивать или шататься из стороны в сторону. Другие проверки описаны в главе 3.

Для крепления колес к раме могут использоваться различные системы: гайки оси, рычажный механизм с эксцентриком (рис. 4) или сквозная ось. Инструкции по регулировке и закрытию креплений колес см. в главе 3.

ОСТОРОЖНО

Если крепление колеса отрегулировано и закрыто неправильно, колесо может ослабиться, что ухудшит управляемость и может привести к падению. Прежде чем ехать на велосипеде, проверьте, хорошо ли закреплены колеса.

проверка надёжности крепления переднего колеса

Рис. 3. Проверка крепления

закрепление колеса эксцентриком

Рис. 4. Эксцентрик колеса

Проверка давления в шинах

Накачайте шины до рекомендуемого давления (оно указано на боковой поверхности покрышки).

Проверка тормозов

Следуйте инструкциям для типа тормозов, установленных на вашем велосипеде.

ОСТОРОЖНО

Если тормоза неисправны, не пользуйтесь велосипедом. Поврежденная или неотрегулированная тормозная система может ухудшить управляемость и привести к падению. Полностью осматривайте тормоза перед каждой поездкой. Если тормоза действуют неэффективно, выполните регулировку или отвезите велосипед в дилерский центр для ремонта.

• Ручной (ободной) тормоз: рукоятка соединяется с тормозом тросиком. При нажатии на рукоятку тормозные колодки прижимаются к ободу.

Нажмите на тормозную рукоятку и убедитесь, что тормоза перемещаются свободно и велосипед останавливается. Если рукоятка при нажатии доходит до руля, значит, тормоза слишком ослаблены. При отпущенном тормозе колодки должны находиться на расстоянии 1-2 мм от обода. Если они находятся ближе к ободу, значит тормоз слишком тугой. Тормозные колодки должны располагаться вровень с поверхностью обода (рис. 5).

ВНИМАНИЕ

Дисковые тормоза и сами диски сильно нагреваются в процессе эксплуатации и могут вызвать ожоги кожи. Кроме того, у дисков острые края, о них можно порезаться. Не прикасайтесь к диску или тормозу, когда он вращается или сильно нагрет.

регулировка тормозных колодок велосипеда

Рис. 5. Регулировка тормозных колодок

1. Колодка вровень с поверхностью обода

2. Колодка и обод должны быть параллельны

3. Направление вращения обода

4. Схождение 0,5-1,0 мм

• Дисковый тормоз: рукоятка соединяется с тормозом тросиком или гидравлическим шлангом. При нажатии на рукоятку давление передается на диск, прикрепленный к втулке колеса.

Нажмите на тормозную рукоятку и убедитесь, что тормоза перемещаются свободно и велосипед останавливается. Если рукоятка при нажатии доходит до руля, значит тормоза слишком ослаблены. При отпущенном тормозе колодки должны находиться на расстоянии 0,25-0,75 мм от диска. Если они находятся ближе к диску, значит тормоз не выровнен или слишком тугой.

• Барабанный втулочный тормоз: тормозная рукоятка соединяется тросиком с механизмом, встроенным во втулку.

ВНИМАНИЕ

Втулочные барабанные тормоза сильно нагреваются в процессе эксплуатации и могут вызвать ожоги кожи. Не прикасайтесь к втулке и ребрам охлаждения, если они горячие.

Если для остановки велосипеда приходится смещать рукоятку более чем на 15 мм, значит, тормоз слишком слабый. Если для остановки велосипеда достаточно переместить рукоятку менее чем на 7 мм, значит тормоз слишком тугой.

• Ножной тормоз: срабатывает при вращении педалей в обратную сторону. Тормоз должен включаться прежде, чем шатуны повернутся на 60 градусов (1/6 оборота).

Тормозом управляет цепь, поэтому необходимо убедиться, что она не сможет соскочить. Величина провисания цепи должна составлять 6-12 мм (рис. 6).

как проверить натяжение цепи

Рис. 6. Проверка натяжения цепи

Проверка руля и выноса

Убедитесь, что вынос расположен на одной линии с передним колесом и правильно прикреплен к вилке и рулю. Для проверки соединения с вилкой попробуйте поворачивать руль из стороны в сторону, зажав переднее колесо между колен (рис. 7). Для проверки соединения с рулем попробуйте повернуть его в выносе. Руль не должен шататься в месте соединения. Убедитесь, что при вращении руля вы не задеваете никакие тросики.

Проверьте, правильно ли установлены заглушки на обоих концах руля.

Рис. 7. Проверка работоспособности руля и выноса

Проверка седла и подседельного штыря

Проверьте крепление седла. Попробуйте повернуть седло и подседельный штырь на раме, а также поднять или опустить переднюю часть седла. Седло не должно свободно перемещаться.

Проверка подвески

Отрегулируйте подвеску так, как вам удобно, и убедитесь, что ни один ее компонент не может быть сжат полностью.

Проверка фонарей и катафотов

Убедитесь, что все фонари исправны и батареи заряжены. Если фонари работают от генератора, проверьте, правильно ли установлен генератор и надежно ли закреплен. Убедитесь, что все катафоты чистые и находятся в правильной позиции.




    Яндекс.Метрика